Административная ответственность по коап рф

Правопорядок — миф или реальность?

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (ст. 2.9) (далее КоАП РФ) устанав­ливает основания, условия и последствия освобождения от админист­ративной ответственности лиц.

совершивших административные пра­вонарушения.

при малозначительности проступка.

Освобождение от административной ответственности может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной). По существу, в названных случаях в том пли ином виде судьей, уполномоченными органами и должностными лицами осуществляется освобождение от административной ответственности тех, кто нарушил правовые предписания.

Своеобразным « освобождением » oт административной ответственности является пропуск юрисдикционным органом и его должностными лицами по тем или иным причинам срока давности назначения административного наказания, т.е. привлечения виновного к административной ответственности .

Статьей 4.5 КоАП РФ установлен срок давности назначения административного наказания — постановление по делу об административном правонарушении не может бы вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если правонарушение было длящимся (нарушение правил воинского учета, проживание без регистрации, уклонение от перерегистрации охотничьего ружья и т.д.), то не позднее двух месяцев со дня его обнаружения. Данной статьей предусмотрен и иной срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о защите прав и законных интересов и инвесторов на рынке ценных бумаг антимонопольного, таможенного, налогового, валютного, экологического и ряда других законодательных актов.

Он составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — один год со дня его обнаружения. Законодательство РФ закрепляет систему «гибкого реагирования» на административные правонарушения и не требует, чтобы всякое правонарушение обязательно влекло административную ответственность даже в пределах срока давности. При малозначительности совершения административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Это положение закона означает, что судьи, орган (должностное лицо), полномочный решать дело по существу, имеет право применить к нарушителю такое средство воздействия, которое не является административным наказанием и не относится к мерам общественного воздействия.

Рекомендуем прочесть:  Ст 363 гпк рф с комментариями

При этом вполне очевидно, что устные замечания, сделанные правонарушителю, не влекут юридических последствий.

Главное состоит в том, чтобы при решении вопроса об освобожде­нии нарушителя от административной ответственности были тща­тельно учтены все объективные и субъективные стороны состава пра­вонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответствен­ность .

В ряде случаев административное правонарушение влечет в поряд­ке исключения не административную. а дисциплинарную ответствен­ность. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уста­вов, несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям), кроме пра­вонарушений, за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях (ст.

2.5 КоАП РФ). С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совер­шившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмот­ренной федеральным законодательством о защите прав несовершен­нолетних (ст.

2.3 КоАП РФ). Специфическим временным освобождением от административной ответственности является предусмотренная ст.

31.5 КоАП РФ отсрочка исполнения постановления о назначении административного наказа­ния . При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа (за исключением взыскания администра­тивного штрафа на месте совершения административного правонару­шения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должност­ное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение по­становления на срок до одного месяца. По содержанию и юридическим последствиям освобождение от административной ответственности сходно с обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном право­нарушении, т.е.

их объединяет противоправность деяния и возмож­ность привлечения к ответственности. что непосредственно относит­ся к крайней необходимости.

Вместе с тем основания освобождения от административной ответственности и обстоятельства, исключающие неправомерность деяния, су­щественно различаются: в одном случае это малозначительность совер­шенного правонарушения или особенности характера правонарушения и личности правонарушителя, а в другом — крайняя необходимость. Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, адми­нистративной ответственности не подлежит (п. 3 ст. 24.5 КоАП РФ). Если, например, води­тель автомашины с превышением установленной скорости везет в больницу человека, нуждающегося в неотложной медицинской помо­щи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку действует в ситуации крайней необходимости.

Рекомендуем прочесть:  Статья бк рф 242

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Эти ограничения связаны прежде всего с особенностями субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством или учитываемыми правоприменителями в рамках административного усмотрения.

В частности, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации исключает возмож­ность применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения. Так, административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ) не может применять­ся к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп.

Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к ли­цам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортными средствами в со­стоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном по­рядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются (ст. 3.8 КоАП РФ). В законодательном порядке предусматривается ограничение при­менения административных наказаний в отношении военнослужащих и некоторых других лиц: судей, прокуроров, лиц, пользующихся депу­татской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административной юрисдикции на территории Российской Федерации. Таким образом, освобождение от административной ответственности предусматривается в случаях малозначительности деяний, в случаях совершения правонарушения несовершеннолетними, в случае невменяемости или крайней необходимости.

Comments are closed.