Административной ответственности подлежит физическое лицо

Административная ответственность

В современном административном праве остро стоит проблема реализации административной ответственности в условиях постоянно меняющегося законодательства. Административная ответственность требует продолжения изучения ее понятийного аппарата и нормативной базы.

Административная ответственность – это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

  • Административная ответственность это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права.
  • Административная ответственность представляет собой государственное принуждение, так как реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  • Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности.
  • Неблагоприятные последствия, которые указаны в санкции правовой нормы, являются логическим следствием административной ответственности.
  • Меры административной ответственности характеризуют противоправность деяния от имени государства.

Административная ответственность получает свое непосредственное выражение в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, в особых мерах административного принуждения – в административных взысканиях.

Ю.М. Козлов выделяет условия наступления административной ответственности в российском праве. По его мнению, «административная ответственность наступает в случаях нарушения или несоблюдения общеобязательных правил, т.е.

распространяющихся на всех физических и юридических лиц, подпадающих под их регулятивное действие. Они разнообразны, в основном носят специальный характер» [6]. Административная ответственность наступает в случае нарушения административно-правовых норм.

Важно отметить, что действующее законодательство допускает возможность привлечения к административной ответственности за нарушения норм в иных отраслях права, таких как: Процессуальной формой реализации административной ответственности является установленный законодательством особый порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, административная ответственность означает наступление определенных последствий негативного характера для тех, кто ненадлежащим образом выполняет требования соответствующих административно-правовых норм.

В самом обобщенном виде она характеризуется в качестве результата совершения административного правонарушения.

Административная ответственность обладает строгой структурой, которая определена нормами действующего законодательства. Структура административной ответственности представлена на рисунке ниже. Структура административной ответственности определяется субъектами, основаниями и органами, имеющими право привлекать к административной ответственности.

В настоящий момент структура административной ответственности является незыблемой и закреплена в нормах действующего административного законодательства. В действующем российском законодательстве существуют два субъекта административной ответственности: физические лица и юридические лица. Отдельно следует выделить разделение субъектов на три группы.

КоАП РФ [2] предусматривает возможность наступления административной ответственности в отношении лиц, совершивших административное правонарушение по достижении ими 16-летнего возраста.

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. 2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Ст.2.3 КоАП РФ Исходя из текста статьи 2.3 КоАП РФ, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.

Рекомендуем прочесть:  Оспорить куплю продажу долей

По российскому законодательству не допускается наложение административной ответственности без вины. Вина является одним из важнейших признаков любого административного правонарушения. Специфические особенности признания виновным в совершении административного правонарушения юридического лица изложены в ч.

2 ст. 2.1 Кодекса. Одни правонарушения могут совершаться только умышленно, другие предполагают только неосторожную вину. В то же время есть немало правонарушений, которые могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Чтобы быть субъектом административной ответственности, физическое лицо должно отвечать критериям вменяемости.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий или бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. [2] Ряд особенностей имеет административная ответственность юридических лиц. Законодательство об административной ответственности организаций пока не является системой, сложившейся на основе четкой научной концепции.

Но данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и в новом КоАП значительное место отведено правовым основам применения административных наказаний к юридическим лицам. Науке известно два основания административной ответственности – юридическое и фактическое. Юридические основания некоторыми авторами определяются как нормативные.

Под юридическими основаниями административной ответственности понимают законодательство в области административного права, определяющее деяния субъектов как противоправные и устанавливающие меру ответственности.

  1. систему административных взысканий и принципы их наложения;
  2. процедуру привлечения к ответственности, ее процессуальную форму[4].
  3. круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания;
  4. административных проступков;

Российское законодательство об административных правонарушениях и административной ответственности состоит из законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов.

Конституцией РФ законодательство в данной сфере отнесено к кругу предметов совместного ведения. Базовым актом является КоАП РФ [2].

Фактическим основанием ответственности является совершение лицом определенного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих административную ответственность. Административное правонарушение – это посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан, виновное, противоправное, общественно опасное деяние либо действие или бездействие, за которое законом предусмотрена административная ответственность [3]. Рассмотрим признаки подробнее.

Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП РФ [2]. Оно включает в себя: Административным правонарушением является виновное действие либо бездействие, т.е.

деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица. В обществе действуют люди, обладающие сознанием, поступающие обдуманно, стремящиеся к определенным целям.

Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. Человек, совершая тот или иной проступок, осознает его результат, предвидит и учитывает его последствия [8].

В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП РФ [2] объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.

К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка – внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Объективная сторона состава административного правонарушения характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате. Нередки случаи, когда объективная сторона конкретных составов административных правонарушений формулируется с помощью бланкетных диспозиций [7].

В административном праве распространение получило и понятие «продолжаемое административное правонарушение», под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых нарушитель должен привлекаться к административной ответственности.

Как правило, при совершении административного правонарушения действия, последствия и причина являются открытыми и наглядными, что позволяет быстро их обнаруживать и зафиксировать, немедленно оценить характер правонарушения и применить к правонарушителю необходимые меры административного принуждения.

Выделяют следующие виды административных правонарушений, в зависимости от родового объекта посягательства.

  • Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  • Административные правонарушения на транспорте.
  • Административные правонарушения в области таможенного дела
  • Административные правонарушения в области связи и информации.
  • Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
  • Административные правонарушения в области охраны собственности.
  • Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
  • Административные правонарушения в области воинского учета.
  • Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель.
  • Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
  • Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
  • Административные правонарушения в области дорожного движения.
  • Административные правонарушения против порядка управления.
  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан

В заключение необходимо отметить, что разграничение понятий административное правонарушение и уголовное преступление происходит по юридическому критерию и фактическому, который объясняет логику строения законодательства. Административное правонарушение наносит общественным отношениям меньший вред по сравнению с уголовным преступлением.

Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

Comments are closed.