Доходы прошлых лет выявленные в отчетном периоде проводки 2020

В бухучете допущена ошибка: как ее исправить

При отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета ни один бухгалтер не застрахован от ошибок. Если их своевременно не устранить, они будут выявлены при аудиторской или налоговой проверке, и тогда организацию ждут неприятности. Причины возникновения ошибок в бухгалтерском учете разные.

Иногда бухгалтеры ошибаются в арифметических расчетах, неправильно переносят данные из первичных документов в учетные регистры либо применяют неверную корреспонденцию счетов. Это ошибки технического характера. Но бывают ошибки и более серьезные.

Они возникают вследствие незнания либо неправильного применения норм бухгалтерского законодательства.

Выявить их намного сложнее, чем технические промахи. Здесь мало быть только внимательным, надо еще хорошо знать и понимать правила бухучета.

Какой бы характер ни носили допущенные ошибки, они, как правило, приводят к искажению финансового результата в бухгалтерском учете, неправильному формированию налоговой базы и неверно исчисленной сумме налогов. Поэтому бухгалтер, обнаружив ошибку в бухгалтерском или налоговом учете, должен ее исправить. И чем быстрее, тем лучше. Если ошибка будет выявлена во время налоговой проверки, то за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета организации грозит ответственность по статье 120 НК РФ, а должностные лица (директор или главный бухгалтер) могут быть привлечены к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ.

Ошибки в оформлении первичных документов, к сожалению, нередки.

Не всегда бухгалтеры обращают внимание на отсутствие в документе адреса или ИНН (КПП) организации, неверно сформулированное назначение хозяйственной операции, несоответствие дат.

А зачастую искажаются и значимые показатели — денежные или количественные величины. Каждый бухгалтер должен понимать: мелочей в бухучете не бывает. И то, что на первый взгляд кажется пустяком, в итоге приводит к плачевным последствиям.

Вспомним о требованиях статьи 252 НК РФ.

Согласно пункту 1 этой статьи расходами признаются только документально подтвержденные затраты. При этом документы, которыми оформляются затраты, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ.

Стало быть, и порядок внесения исправлений в эти документы должен полностью отвечать требованиям законодательства. Иначе организации не избежать претензий со стороны налоговых органов. Необходимость правильного документального оформления хозяйственных операций напрямую вытекает из норм Федерального закона от 21.11.95 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете).

Порядок оформления первичных учетных документов изложен в статье 9 этого закона.

Если в первичных документах допущены ошибки, бухгалтер при их устранении должен руководствоваться правилами, предусмотренными пунктом 5 статьи 9 Закона о бухучете. В остальные первичные документы исправления вносятся по согласованию с участниками хозяйственных операций.

Исправления подтверждаются подписями тех же лиц, которые подписывали данные документы в момент составления.

Кроме того, в документах необходимо указывать дату внесения исправлений. Техническая сторона процесса внесения исправлений прописана в разделе 4 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.83 № 105. Согласно пункту 4.2 этого Положения ошибки в первичных документах исправляются следующим образом: неправильный текст (сумма) зачеркивается, а над ним указывается верный.

Зачеркивание производится одной чертой, чтобы можно было прочесть исправленное.

Сведения о хозяйственных операциях, содержащиеся в первичных документах, систематизируются путем составления бухгалтерских проводок и формирования регистров бухгалтерского учета. Бухгалтер, обнаружив ошибки в бухгалтерской проводке, прежде всего должен решить вопрос о дате внесения исправления в бухучет. Эта дата зависит от того, в какой момент обнаружена ошибка — до или после утверждения бухгалтерской отчетности за год, к которому относится ошибка.

В пункте 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, содержится общее правило:

«Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных»

.

Смысл этой довольно туманной фразы раскрыт в пункте 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н.

В этом пункте приведен подробный порядок внесения исправлений в бухгалтерский учет. Представим его в виде таблицы.

Бухгалтер должен твердо знать, что никакие изменения в бухгалтерскую отчетность после ее утверждения в установленном порядке не вносятся и уточненные формы бухгалтерской отчетности не составляются. Исправления делаются путем внесения корректировочных записей в бухучет. Существует несколько способов внесения корректировок в бухгалтерский учет.

Это способ обратной проводки, способ переноса суммы с ошибочного счета на правильный, способ применения корректировочного счета, способ дополнительной записи (проводки), метод «красного сторно» и др.

Первые три способа, как правило, приводят к искажению оборотов. Поэтому в отечественной практике обычно применяются два последних метода.

Способ дополнительной записи (проводки) применяется, если при отражении в учете использовалась правильная корреспонденция счетов, однако сумма хозяйственной операции была ошибочно занижена.

Comments are closed.