Юридическая сила расписки в гк рф

Как написать расписку в получении денежных средств

Любой гражданско-правовой договор подразумевает наличие обязательств сторон. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договора и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора. Применительно к недвижимости, договор купли-продажи считается исполненным при исполнении сторонами договора обязательств, вытекающих из сути договора, а именно: передачи продавцом объекта недвижимости покупателю (ст. 556 ГК РФ ) и оплаты покупателем стоимости объекта недвижимости.

Факт оплаты денежных средств за приобретаемое имущество прекращает соответствующее обязательство покупателя по договору купли-продажи (п. 1 ст. 408 ГК РФ ). Документами, подтверждающими факт оплаты являются:

  1. расписка о приеме денежных средств, выданная физическим лицом
  2. банковский платежный документ, если оплата производилась внесением (или переводом) средств на расчетный счет физического лица.
  3. расходный кассовый ордер, составленный организацией.

Соответственно, когда сторонами договора являются физические лица и расчет осуществляется наличными денежными средствами, для подтверждения исполнения обязательства покупателя по уплате денежных средств продавец по требованию покупателя выдает расписку в получении денежных средств.

Обязанность продавца выдать такую расписку предусмотрена п.

2 ст. 408 ГК РФ . Данная расписка не требует нотариального оформления.

Специальные требования к форме и содержанию этого документа законом не установлены. По общим правилам расписка должна содержать: Ф.И.О.

продавца, его паспортные и адресные данные, запись о полученной сумме денежных средств, назначение платежа (аванс, задаток, оплата цены договора), предмет оплаты или ссылку на договор, место и дату написания, подпись продавца.

Денежная расписка нужна, прежде всего, стороне, передающей деньги, чтобы иметь подтверждение факта оплаты в спорных ситуациях, а также перед третьими лицами. Например, для обращения в налоговый орган с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета, связанного с приобретением жилья.

Именно такую расписку и требуют налоговые органы в качестве подтверждения факта уплаты денежных средств.

Надо отметить, что расписка на деньги может подтверждать как полное исполнение финансовых обязательств, так и частичное. Например, часто оплате цены договора купли-продажи предшествует внесение аванса или задатка .

  1. копия расписки о получении денежных средств не имеет юридической силы, не теряйте оригинал!
  2. паспортные данные сторон в расписке указываются полные: ФИО, дата рождения, паспорт серия и номер, кем и когда выдан, код подразделения, адрес регистрации
  3. на расписке должны быть указаны место написания расписки (обычно пишется сверху от левого края) и дата прописью
  4. расписка должна быть написана лицом, имеющим полномочия на получение денег: продавцом или его представителем, действующим на основании доверенности
  5. расписка пишется полностью от руки синей ручкой в присутствии покупателя (не используйте гелиевые ручки – только шариковые или чернила)
  6. в конце расписки в получении денежных средств продавец пишет свою фамилию, имя, отчество полностью без сокращений и ставит подпись
  7. исправления, помарки, зачеркивания, подтирки в расписке о получении денег недопустимы
  8. расписка должна содержать: ФИО продавца, его паспортные и адресные данные, запись о полученной сумме денежных средств, ФИО покупателя, его паспортные и адресные данные, назначение платежа (аванс, задаток, оплата цены договора), предмет оплаты или ссылку на договор, место и дату написания, подпись продавца (образец расписки — здесь )

Рассмотрим такую ситуацию: Покупатель оплатил объект недвижимости до подписания договора купли-продажи, что отражено в тексте договора. Есть ли необходимость покупателю требовать расписку о получении денежных средств у продавца? В данной ситуации покупатель выполнил свое обязательство по уплате денежных средств за приобретаемое имущество до его передачи (до подписания договора купли-продажи).

Продавец, подписывая договор купли-продажи, подтверждает исполнение обязательства покупателя по передаче денежных средств. Поскольку договор купли-продажи содержит все необходимые элементы расписки (ФИО продавца, его паспортные и адресные данные, размер денежной суммы, полученной продавцом, место и дату подписания и подпись продавца), документом, подтверждающим факт уплаты денежных средств, будет являться сам договор купли-продажи.

Предоставление отдельной расписки о получении продавцом суммы, указанной в договоре купли-продажи, в этом случае не обязательно. Это касается также и соглашений об авансе, задатке и т.д. Однако, если вы продавец – вас все равно попросят написать расписку в получении денежных средств за проданную квартиру.

И никакие объяснения вам не помогут! Но если вы покупатель, то в этом случае для получения имущественного налогового вычета в налоговые органы достаточно предоставить только договор купли-продажи.

Comments are closed.