Кто имеет право на подверждение факта проживания без регистрации

Для полиции проживание не по месту прописки – как секс в автомобиле

Юрист Сергей Уткин: «С 1 января 2015 введен в действие новый Кодекс об административных правонарушениях, в статьях 492 и 493 которого предусмотрена ответственность граждан за проживание без регистрации свыше 10 дней, а владельцев помещений — за регистрацию лиц, фактически в них не проживающих» Многие сочли эту норму чуть ли не ведением в Казахстане прописки, которую отменили после распада СССР, кто-то даже усмотрел нарушение конституционного права на свободу передвижения… Так что давайте разбираться. Итак, прописку на самом деле никто не отменял, ее просто назвали по-другому: регистрацией, и была она обязательной с момента образования Республики Казахстан. И ответственность для тех, кто не исполняет положения законов, существовала всегда. Поэтому практически у каждого гражданина РК такая регистрация по определенному адресу имеется.

Другое дело, что многие зарегистрированы (прописаны) по одному адресу, а фактически проживают по другому. Несколько лет назад я занимался избирательной кампанией в центре Алматы и обнаружил, что примерно в половине всех квартир живут арендаторы, нигде не зарегистрированные и не имеющие права голосовать.

Поэтому многие организации, даже государственные (налоговые органы, суды и т.д.) специально предусматривают формы документов, в которых необходимо отдельно указывать адрес регистрации и адрес фактического проживания. Да что там органы — даже в Гражданском кодексе появилась статья 16 . которая так и называется: « Место жительства и юридический адрес гражданина », — и это, естественно, различные понятия.

Очевидно, что такое положение дел государство устраивать не может, потому что пропадает смысл регистрации. Она становится какой-то фикцией, анахронизмом, по ней зачастую найти гражданина невозможно.

При этом я не знаю ни одного государства в мире, которое бы официально отказалось вести учет граждан по месту жительства.

Место жительства – один из идентифицирующих признаков гражданина наряду с именем, ИИН, изображением лица и другими. Так что в теории мне представляется совершенно логичным то, что происходит в законодательстве.

Если есть правило (регистрироваться) — значит, должна быть и санкция (к примеру, штраф) за нарушение.

Вернемся к букве закона. Теперь за проживание граждан без регистрации свыше 10 дней до 3 месяцев предусмотрено предупреждение, а свыше 3 месяцев – штраф в размере 5 МРП (около $50) . За повторное нарушение в течение года штраф в обоих случаях составит уже 10 МРП (около $100) .

Согласно законодательству, регистрация граждан осуществляется в жилых домах, квартирах, дачных строениях садоводческих товариществ и кооперативов, общежитиях, гостиницах, домах отдыха, санаториях, профилакториях, лечебных учреждениях, домах-интернатах, пансионатах, домах престарелых, служебных зданиях и помещениях. Обратите внимание на последнюю фразу: «в служебных зданиях и помещениях» — так государство официально разрешило регистрироваться, к примеру, у работодателя.

Но это не означает, что зарегистрироваться можно на работе, а фактически проживать на съемной квартире. Это будет нарушением. Регистрировать на работе в служебных зданиях и помещениях можно того, кто в них действительно проживает.

К примеру, в офис принимается сторож (вахтер, охранник), которому негде жить.

Вот и договаривается с шефом, что жить он будет в офисе, а заодно сможет и присматривать за помещением и имуществом. В общем, сейчас такое возможно абсолютно официально. Теперь пару слов о том, каким образом полицейские смогут доказать факт проживания в определенном месте в течение 10 дней и более.

Самое простое – показания свидетелей, к примеру, соседей. Кроме того, сейчас в подъездах появляются видеокамеры, поэтому можно отсмотреть запись за определенный период и установить, что в течение 11 ночей подряд гражданин ночевал именно в этом месте, и при отсутствии регистрации состав административного правонарушения налицо.

Но представляете, какой это труд – просматривать сотни часов видеозаписи, вглядываясь в каждое лицо?

А если многие возьмут в привычку входить в подъезд с надвинутой на глаза кепкой?

Ой, не завидую я участковым… Кстати, в кодексе не сказано о сроке проживания свыше 10 календарных дней или 3 месяцев подряд .

Однако подразумевается, конечно, непрерывный срок проживания. В противном случае 10 дней можно насчитать так: гражданин каждую неделю на выходные приезжает ночевать (жить) к родственникам или знакомым. И уже через месяц (5 недель) у него в сумме получится «десяточка», а за год и 3 месяца наберется.

Но закон, естественно, не подразумевает такое сложение. Значит, чтобы нарушить закон, проживать без регистрации свыше 10 календарных дней или 3 месяцев нужно постоянно (непрерывно).

Впрочем, есть легальный способ ответить на претензии участкового. Для этого надо предъявить полицейскому билет на самолет или поезд, счет гостиницы или другой документ, подтверждающий, что в указанный им период вы выезжали хотя бы на одни сутки и, соответственно, проживали эти сутки в другом месте. Это разделяет период. То есть вы, к примеру, проживали без регистрации уже не 4 месяца, а 2 раза по 2 месяца, соответственно, вместо штрафа в 5 МРП вам полагается лишь предупреждение.

Рекомендуем прочесть:  Ростреестр онлай

Подтвердить ваше проживание в другом месте также могут свидетели, детализация звонков от сотового оператора (по запросу полиции, суда, прокуратуры они дают табличку, в которой имеется столбец с указанием номера соты, что поможет определить, в каком населенном пункте и в каком конкретном районе вы находились во время разговора по мобильному), видеозаписи камер наблюдения других подъездов и зданий и т.д. В общем, при грамотной защите, с заявлением соответствующих ходатайств, задача полицейских очень усложнится. Времени и сил они могут потратить много, а «выхлоп будет нулевым.

Однако учитывая, что многие граждане считают полицейского начальником и не привыкли квалифицированно отстаивать свои права, поиск проживания незарегистрированных граждан – это Клондайк для наших стражей порядка.

Пресс-служба ДВД Алматы как-то опубликовала пресс-релиз, посвященный недопустимости нарушения общественного порядка при занятии сексом в автомобилях.

Полицейские к таким темам неравнодушны – ну, любят они заглядывать в машины и предъявлять людям различные претензии, надеясь заработать на элементарной «разводке»! Так вот, тот пресс-релиз все наряды полиции теперь носят с собой, чтобы показывать в случае чего… А фактически вместо того, чтобы ловить преступников, просто суют нос в личную жизнь граждан, занимаясь элементарными поборами. Боюсь, что теперь полицейские будут тратить служебное и свободное время на обход квартир, выискивая, на ком можно заработать по новым статьям кодекса.

Выход из ситуации тут один: прежде, чем «напрягать» с исполнением законов граждан, особенно в таких мелочах, государству следует бросить все силы на искоренение коррупции. Если у полицейского не будет цели заработать «левых» денег, он совершенно иначе начнет себя вести, и тот же закон о прописке не покажется людям таким страшным.

Хотя такой вариант пока кажется не самым реалистичным. Но есть и второй путь: можно поручить отслеживать незарегистрированных граждан не полиции, а самим же гражданам.

Для этого надо полностью открыть информацию о прописке на сайте электронного правительства.

Не думаю, что это такая уж личная тайна.

Кому очень нужно – всегда найдет.

Кстати, и сегодня по ИИН и номеру удостоверения личности на сайте egov.kz это можно сделать абсолютно легально, даже без электронной цифровой подписи – я постоянно выясняю так прописку разных людей. Таким образом недовольные соседи и прочие смогут беспрепятственно выявлять незарегистрированных граждан и сигнализировать… Представляете, сколько можно высвободить ресурсов и как снизить условия для коррупции?

Comments are closed.