Согласно конституции рф основное общее образование

Установление обязательного уровня общего образования в РФ

Установление обязательного уровня общего образования в РФ Одной из основных гарантий реализации конституционного права на образование является установление на конституционном уровне обязательного уровня общего образования. В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, «основное общее образование обязательно.

Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Аналогичная норма закреплена и в п. 3 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», согласно которому «основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными».

В конституционном праве выделяют два вида обязанностей: одни носят императивный, повелительный характер (прямой запрет) другие — косвенный характер. Л.Д. Воеводин отмечает, что так же, как и конституционные права, конституционные обязанности имеют прямое действие, но механизм их реализации и привлечения к ответственности в случае неисполнения, должен быть закреплен в текущем законодательстве.

Традиционное понимание конституционной обязанности как установленной государством меры общественно необходимого поведения обязанного лица и конституционно закрепленных и охраняемых правовой ответственностью требований применительно к обязанности получить общее образование имеет ряд особенностей: 1. Обязанным лицом выступает не субъект конституционного права на образование, обучающийся, а его родители (законные представители). Возложение данной обязанности на родителей означает запрет для родителей препятствовать детям в приобретении образования названного уровня, а также всемерно содействовать его получению.

Таким образом, фактически, субъект конституционного права на образование не совпадает с субъектом соответствующей конституционной обязанности. 2. Нестрогая формулировка. Термин «обеспечивают» вместо «обязаны» прямого юридического смысла в плане обязательности совершения определенных действий не содержит. В связи с этим, объем ответственности за нарушение данной конституционной обязанности весьма незначителен, что не способствует снижению уровня детской безграмотности в России и общему повышению образовательного уровня граждан.

3. Ограниченный срок реализации: требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет. 4. Возможность реализовать данную конституционную обязанность в негосударственном общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Подобную ситуацию невозможно спроектировать на выполнение иных конституционных обязанностей в негосударственном секторе.

Так, например, нельзя реализовать конституционную обязанность по прохождению военной службе — в «частной армии» или заплатить установленные законом налоги и сборы на расчетный счет негосударственной организации. Вышесказанное позволяет сделать вывод о «делегировании» негосударственному общеобразовательному учреждению государственных функций по организации получения обязательного уровня образования, закрепленного на конституционном уровне, в целях повышения образовательного уровня страны в целом. В настоящее время обязательный уровень образования установлен в рамках основного общего образования (9 классов).

Ряд субъектов Российской Федерации (г.

Москва, Республика Алтай и др.) на уровне регионального законодательства приняли решение повысить уровень обязательного образования на территории данного субъекта федерации до полного (среднего) общего образования. В связи с подобным решением возникает вопрос: не происходит ли нарушение конституционных норм в части возложения дополнительных обязанностей на родителей обучающихся (или лиц их заменяющих) в отдельно взятом регионе, что создает неравенство прав граждан на территории России. Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о правомерности введения субъектом Российской Федерации вышеуказанной нормы и пришел к выводу, что подобные положения не противоречат Конституции РФ только в том случае, если возлагаемой на родителей ответственности за реализацию права детей на получение среднего (полного) общего образования корреспондируют принятые на себя субъектом РФ обязанности по обеспечению таких условий.

Свое решение Суд мотивировал тем, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем развития государственной поддержки детства и установления гарантий социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). Устанавливая, что родители обязаны обеспечить получение детьми среднего (полного) общего образования, норма Конституции Республики Алтай, в соответствии с целями социального государства, дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних, которые бы хотели продолжить свое обучение.

Республика Алтай принимает на себя обязательства по финансированию и материально-техническому обеспечению права на образование в указанном объеме и возлагает на родителей несовершеннолетних содействие в его реализации и защите.

Такое регулирование не нарушает установленное Конституцией РФ разграничение предметов ведения и полномочий, поскольку защита прав и свобод граждан, а также общие вопросы образования находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ работает над проектом федерального закона, позволяющего установить обязательность всех трех ступеней общего образования, для чего предлагается переименовать ступени общего образования.

В результате такого преобразования путем введения промежуточной ступени «базовое общее образование» (5-9 классы) и упразднения ступени среднего (полного) общего образования, установленный Конституцией РФ обязательный уровень основного общего образования будет приходиться на последний 11 класс. За невыполнение указанной конституционной обязанности предусмотрен ряд мер юридической ответственности.

Субъектами данной ответственности также выступают родители (законные представители) детей, препятствующие детям в получении общего образования, и/или не обеспечивающих получение ими данного вида образования. Ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает административную ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по обучению, содержанию и воспитанию несовершеннолетних, а также по защите их прав и интересов в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

За неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего установлена уголовная ответственность в ст. 156 Уголовного кодекса РФ. Однако гораздо более действенным негативным последствием для человека, не получившего обязательный уровень образования является, на наш взгляд, невозможность продолжить образование в высшем учебном заведении. Тем временем, следует отметить, что объем ответственности за нарушение данной конституционной обязанности несоизмерим с масштабами и степенью проработки механизма привлечение к ответственности за нарушение иных конституционных обязанностей: обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.

57 Конституции РФ) и сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ), а также обязанности гражданина РФ защищать Отечество и нести военную службу (ст.

59 Конституции РФ). Вышесказанное позволяет сделать вывод о неоправданном занижении значения данного вида конституционной ответственности для развития системы образования, для повышения образовательного уровня граждан страны, для укрепления национальной безопасности и целостности России.

Comments are closed.