Трудовой договор с водителем экспедитором автопоезда

Трудовой договор с водителем

Правовые тонкости заключения трудового договора с водителем с учетом последних изменений в 2015 и 2020 годах. На что нужно обратить особое внимание, принимая на работу и составляя должностную инструкцию. Автотранспорт имеет преимущества перед другими видами транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надежность и своевременность доставки.

Грузовые автомобили (особенно автопоезда — грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с другими видами транспорта, поскольку перевозят практически все виды грузов. Люди, занятые перевозками грузов составляют одну из самых массовых профессий в мире.

Мы говорим о водителях, и в частности — водителях грузовых автомобилей, работающих на междугородних перевозках (для целей этой статьи будем называть их: водитель, водитель-дальнобойщик).

Предположим, подобран достойный кандидат, имеющий права на управление транспортным средством нужной нам категории, приличный опыт работы, безаварийный стаж вождения и т.п.

и не имеющий вредных привычек.

  • Чтобы удостоверится, что нужный кандидат не имеет медицинских противопоказаний для работы водителем, работодатель обязан направить его на предварительный медицинский осмотр, выдав соответствующее направление (п.

    п. 7, 8 Приложения 3 к Приказу N 302н), и уже после положительного заключения медицинского осмотра осуществить прием на работу (ст. 328 ТК РФ). Кандидат не прошедший такой осмотр (выявлены какие-либо противопоказания) не может быть принят на работу в качестве водителя ( ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

  • Убедившись, что все документы в порядке, работодатель должен ознакомить будущего водителя под подпись с локальными нормативными актами (далее — ЛНА), которые связаны с его предполагаемой трудовой деятельностью (ч.

    3 ст. 68 ТК РФ):

  • дата начала работы (Если заключается срочный трудовой договор, то указывается срок его действия и причины, послужившие основанием для заключения такого договора),
  • контролировать правильность проведения погрузочно-разгрузочных работ, соотношение веса перевозимого груза грузоподъемности автомобиля, размещение и укладку груза;
  • при необходимости участвовать в составлении актов на недостачу, порчу груза и других документов при наличии соответствующих надлежаще оформленных полномочий;
  • обеспечивать своевременную заправку автомобиля топливом, охлаждающей жидкостью, замену смазочных материалов и др.; бережно относиться к автомобилю Работодателя;
  • иметь водительские права категории в том числе «С» и «СЕ». Этот пункт рекомендую непременно включить в трудовой договор, т.к. будучи лишенным водительских прав, работник должен быть отстранен от работы (абз.

    6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ и абз. 3 п.

    12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090), а в случае лишения прав более, чем на 2 месяца может быть уволен п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ при условии соблюдения работодателем определенных ТК процедур. Если водитель-дальнобойщик контролирует сопроводительную документацию, оформляет приемо-сдаточную документацию, то необходимо заключать трудовой договор с водителем экспедитором.

    В таком случае не лишним будет составить и подписать договор о полной материальной ответственности, т.к. работа экспедитора входит в Перечень из Постановления Минтруда России N 85 от 31 декабря 2002 г. Приведенное выше не исчерпывает всех возможных обязанностей водителя.

    Правильным будет для каждой организации вынести свои требования к водителю в должностную инструкцию. Обратите внимание, что с 14 июня 2020 года вступают в силу Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287).

    Стало быть, при разработке должностной инструкции водителя необходимо будет учитывать этот документ.

    И если ваша организация занимается перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, то нужно заключать трудовой договор с водителем грузового автомобиля, имеющим рабочий водительский стаж не менее пяти лет. При этом как минимум один последний год стажа ему нужно проработать в качестве водителя автомобиля такой категории.

    Среди важных требований к водителям, которые перевозят опасные грузы, отметим запрет на управление автомобилем для тех, кто в течение последнего года был лишен прав. Если подвижной характер работы понимать, как частые передислокации работников или оторванность от постоянного места жительства. А работу в пути, как осуществление трудовой функции в процессе движения транспортного средства (например, проводник в поезде, кондукторы на междугородних автобусах, экспедиторы).

    То наш случай-работа водителя-дальнобойщика, скорее, разъездная, т.к. у сотрудника нет неподвижного рабочего места, и большая часть рабочего времени проходит в разъездах.

    От того, как будет охарактеризовать работу сотрудника, заключая трудовой договор с водителем грузового автомобиля зависит возможность возмещения расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ. Обозначая режим рабочего времени и времени отдыха водителя в трудовом договоре можно сослаться на Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, составленное с учетом Приложения к Приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г.

    N 15, и утвержденное работодателем. В нем подробнее определено, из чего состоит рабочее время водителя, как часто в течение рабочей смены водитель обязан отдыхать, как суммируются эти интервалы, какие возможности отдыха есть у водителя, если окончание маршрута выпадает на выходной день, кому надо сообщать об этом и пр. Также в этом пункте указывается информация о том нормированным или ненормированным является рабочий день водителя, о ежегодном оплачиваемом и дополнительных отпусках.

    Условия труда на рабочем месте.

    Рабочим местом водителя является кабина автомобиля, гараж, стоянка.

    Работодатель предоставляет технически исправное транспортное средство. Насколько будет комфортно в нем работать и при необходимости отдыхать зависит и от работника в том числе.

    О том, какие меры безопасности должен соблюдать водитель вначале работы, при движении, после окончания движения, что нужно проверить, что отключить на рабочем месте, как закрепить автомобиль на стоянке и прочее, вряд ли стоит указывать в самом трудовом договоре, достаточно сделать отсылку на Положение об охране труда, в котором будут содержаться все эти подробности, и ознакомить водителя с этим Положением под подпись. Условия оплаты труда водителей также имеют ряд особенностей.

    В трудовом договоре необходимо указать систему оплаты труда, принятую у работодателя (повременная, сдельная и бестарифная и пр. с надбавками, доплатами). Как правило, водители находятся на повременной оплате труда, при которой их основная заработная плата состоит в выплате тарифной ставки (оклада) за месяц исходя из присвоенного им тарифного разряда (оклада) и в зависимости от того, полностью или нет отработана норма рабочего времени за месяц.

    Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении.

    Бестарифной считается оплата, когда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения, в котором он работает, или всего предприятия в целом и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда. В трудовом договоре может быть оговорена доплата за совмещение профессий.

    Например, если заключен трудовой договор с водителем экспедитором или сотрудник готов сам ремонтировать закрепленный за ним автомобиль. На основании ч. 1 ст. 168.1 ТК РФ водителям-дальнобойщикам работодатель возмещает расходы, связанные со служебными поездками при условии, что эти расходы обоснованы в соответствующем НЛА и документально подтверждены, такие как: Составив и согласовав с работником трудовой договор, подписав приказ о приеме, личную карточку, НЛА мы вроде бы закончили прием на работу водителя-дальнобойщика. И если у кандидата есть карта водителя, и она подходит для тахографа, установленного в транспортном средстве, на котором предполагается ему работать, то он может приступать к выполнению своих обязанностей.

    В случае если его карта не подходит к вашим тахографам или ее вообще нет, начать работать по своей профессии водитель сможет в лучшем случае через месяц, т.к. на ее изготовление в специализированной организации уходит от трех до пяти.

  • И ч.2 ст. 11.23 КоАП, т.к.

    не отследить ненарушение водителем установленного режима труда и отдыха.

    Штраф для такого случая — от одной тысячи до трех тысяч рублей. Поскольку в административном праве действует презумпция виновности, то никто не будет на дороге разбираться, по какой причине происходит нарушение. Подтверждение этому можно найти в Постановлении Ярославского Областного суда от 28 сентября 2015 г.

    N 4А-410/2015. Созданная несогласованным законодательством ситуация сильно осложняет взаимоотношения работника и работодателя и усиливает риски для обеих сторон, но на данный момент она такая как есть.

    И чем чаще этот вопрос будет подниматься, тем скорее законодатель даст разъяснения, устраивающие обе стороны в самом начале их трудовых отношений. Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить!

    Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

  • Comments are closed.