Ускоренное росси йское гражданство

Ускоренное росси йское гражданство

Тема миграции постоянно присутствует в общественной дискуссии, но мы крайне мало знаем о том, кто и почему получает гражданство России. Между тем это важнейший момент в миграционной биографии человека, уравнивающий его в правах с коренным населением.

За весь постсоветский период (1992-2013 гг.) гражданство России приобрели около 8 млн человек.

Из них 5,8 млн после прибытия в Россию, через органы МВД или начиная с 2002 г. — ФМС, а около 2,2 млн — через загранучреждения РФ. За то же время, по данным Росстата, на постоянное жительство в Россию переехало около 9,6 млн.

В эти годы 99,9% (!) всех соискателей становились гражданами России в упрощенном (ускоренном) порядке. В 1990-е гг. гражданство можно было оформить в порядке регистрации, подав заявление в компетентные органы. После вступления в действие закона о гражданстве (2002 г.

поправки 2003 г.) срок проживания в России до получения гражданства для подавляющего большинства мигрантов не превышал 1,5-2 лет.

Граждане Киргизии, Казахстана и Белоруссии еще совсем недавно могли получить российский паспорт всего через три месяца после прибытия в Россию. С конца 2011 г. срок ожидания для этой категории мигрантов увеличился, но и теперь не превышает полутора лет. Редким исключением из правила является общий порядок приобретения гражданства, по которому надо прожить в России не менее года по разрешению на временное проживание и пять лет — по виду на жительство.

Из десятков тысяч (а до 2010 г. — сотен тысяч) иностранцев, ежегодно принимаемых в гражданство, в общем порядке его получают всего 50-60 человек. В зарубежных странах ситуация обратная: общий порядок является основным и обычно предполагает 5-10 лет непрерывного законного проживания в стране.

Исключения делаются лишь для отдельных категорий заявителей.

В России, наоборот, почти все иностранцы натурализуются в ускоренном порядке, и эта практика постоянно расширяется.

Взамен закрывающихся каналов упрощенного получения гражданства появляются (становятся востребованными) другие, не менее либеральные.

Именно этим объясняется рост популярности госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников. В 2006-2009 гг. она не пользовалась особой популярностью. С 2010 г. после отмены ст. 14 ч.

4 закона о гражданстве, по которой раньше получали гражданство многие иностранцы, начался рост популярности госпрограммы. За 2009-2013 гг. число ее участников (с членами семей), приобретших гражданство, выросло с 7000 до 46 000. Сейчас это самая многочисленная группа иностранцев, получающих гражданство по линии ФМС, ее доля в 2013 г.

Рекомендуем прочесть:  Переводит банк в субботу пособие

достигла 34%. Принятый в апреле 2014 г. закон «о носителях русского языка» открыл еще один канал ускоренной натурализации.

Носители языка, отказавшиеся от прежнего гражданства, смогут получить российский паспорт за 3-5 месяцев после получения вида на жительство. Весь период ожидания не превысит двух лет.

Этот путь к гражданству может составить конкуренцию госпрограмме. Основные риски упрощенного приема в гражданство связаны с очень короткими сроками проживания заявителей в России до приобретения гражданства и нерегулируемым этническим и конфессиональным составом мигрантов (но регулировать его и не следует).

Когда запускалась госпрограмма по переселению соотечественников и принимались решения о преференциях для носителей русского языка и культуры, в медиа было много комментариев о собирании «русского мира». Закон о носителях языка открывает ускоренный доступ к гражданству всем, кто научится или умеет говорить по-русски, что не редкость на постсоветском пространстве. Это заставляет задуматься не столько об этническом составе новых россиян (скорее всего, он будет более азиатским, чем славянским), сколько о возможности новоселов безболезненно влиться в принимающее сообщество и говорить со старожилами «на одном языке».

Здесь могут возникнуть проблемы. Проживание на протяжении длительного времени в странах с иной культурой и уровнем жизни неизбежно влияет на менталитет людей.

Английский и французский — государственные языки во многих развивающихся странах, но после переезда в США или Францию мигрантам из государств третьего мира все равно требуется несколько лет для вживания в новую реальность. Учитывая ситуацию вокруг вынужденных мигрантов с Украины, можно ожидать дополнительных шагов со стороны российских госорганов по скорейшему урегулированию статуса мигрантов и получению ими гражданства России.

Но эти меры должны иметь четко ограниченные временные рамки и касаться исключительно вынужденных мигрантов из регионов, пострадавших от вооруженного конфликта. В конце июня 2014 г. руководитель администрации президента Сергей Иванов высказал идею предоставлять гражданство России всем, кто родился на ее территории. К чему это приведет, не обсуждается и не просчитывается.

Такой подход применялся в отношении лиц, родившихся до распада СССР. Это было оправданно с точки зрения человеческой и исторической справедливости.

Но сейчас мы живем в ином мире: дети иностранцев уже не ассоциируют себя с Россией.

Кроме того, Россия не имеет такой иммиграционной истории, как США или Канада, и страны с правом «почвы» при получении гражданства не должны служить нам примером для слепого подражания.

Нужно обратить внимание еще на одно обстоятельство.

С 1990-х гг. у нас применяется беспрецедентная практика приема в российское гражданство лиц, проживающих за рубежом. Это десятки тысяч людей в год.

Такой шаг был оправдан в 1990-е гг.

когда сотни тысяч русскоязычных жителей республик экс-СССР были вынуждены уезжать в Россию. Возможность получить гражданство через консульство, до выбытия, очень многим помогла уменьшить трудности переезда.

Сейчас для сохранения этой практики оснований не остается. Только в 2003-2013 гг. загранучреждения приняли в гражданство РФ более полумиллиона человек, проживавших за границей. Из них свыше 141 000 человек жили на территории Молдавии (почти все — в Приднестровье).

Сейчас около половины взрослого населения непризнанной республики — граждане России. Продолжается прием в гражданство и жителей других стран, в том числе со сложной геополитической обстановкой.

Большинство этих людей никогда не жили в России, но легко становятся частью электората, способного влиять на судьбу ее населения. По закону о гражданстве они подлежат защите со стороны России, если будет решено, что им что-либо угрожает. Это не способствует росту доверия к нашей стране.

Российская политика в области приобретения гражданства давно нуждается в пересмотре. Последние законодательные инициативы, ускоряющие прием в гражданство, явно ослабляют селекцию мигрантов. Но упрощение приема в гражданство не может быть главным способом усиления миграционной привлекательности страны.

Натурализация открывает иммигрантам доступ к профессиям и должностям, закрытым для иностранцев: работа в полиции, госорганах и проч. Расширяя возможности ускоренного получения гражданства, законодатели должны хорошо взвесить «за» и «против».

Иначе мы можем оказаться в ситуации, когда решения по вопросам правопорядка или управления коренным населением будут принимать люди, совсем недавно приехавшие в нашу страну.

Comments are closed.